Республика Казахстан и Республика Узбекистан не поддержали проект газового союза из-за не желания использовать свои территории в обход санкций.
«Газовый союз», который президент РФ Владимир Путин предложил создать Казахстану и Узбекистану, не нашел поддержку. Вслед за Казахстаном, который указал на риски санкций нового проекта Кремля, от участия в союзе отказался Узбекистан.
Заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко Василенко заявил, что хотя Казахстан не поддерживает введение санкций как метод решения международных проблем, государство последовательно придерживается позиции их соблюдения.
«Его (газового союза – Ред.) содержание еще рано обсуждать, потому что пока это некая идея. Но принципиальная позиция Казахстана в том, что Казахстан не позволяет использовать свою территорию для обхода санкций. Эти позиции не поменялись, и будут использоваться при оценке любых потенциальных новых инициатив», – сказал Василенко журналистам в кулуарах парламента.
Он добавил, что перед принятием какого-либо решения идея будет изучена президентом страны и экспертами. При этом, говоря о возможных рисках на фоне антироссийских санкций, замминистра отметил, что в Казахстане создана правительственная комиссия.
Напомним, что президент России Владимир Путин предложил создать «газовый» союз с Казахстаном и Узбекистаном во время встречи в Москве 28 ноября с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. «В принципе, мы готовы к этому. Почему бы нет», сказал вначале Токаев, но позже немного изменил свое мнение.
«Сегодня говорил Владимир Владимирович о том, что нам нужно создать некий трехсторонний союз, и он собирается позвонить президенту Узбекистана. Нам тоже нужно вникнуть в эту тему, во всяком случае мне, не говоря уже о наших специалистах, с тем, чтобы прийти к искомому результату и соглашению», – сказал Токаев.
По сообщениям СМИ, Узбекистан тоже не поддерживает «газовый союз».
Узбекистан ведет переговоры о закупке газа и электроэнергии из соседних стран, но «не через какой-то альянс или союз», заявил в среду министр энергетики Журабек Мирзамахмудов.
Хотя Узбекистан испытывает острую нехватку газа, в ряде регионов планово отключают электроэнергию, а в Ташкенте и Ферганской долине приостановлена работа газовых заправок, по словам Мирзамахмудова, власти не намерены ставить под угрозу «национальные интересы, экономику и независимость».
«Мы никогда не согласимся на политические условия в обмен на газ», — подчеркнул министр, добавив, что покупать топливо в России и другой стране Узбекистан будет лишь при выгодных ценах и условиях контракта (цитаты по Reuters).
«Если даже с Россией будет заключено соглашение о поставке газа, это не означает союз, — подчеркнул Мирзамахмудов. — Узбекистан не имеет общей границы с Россией. Поэтому будут проведены переговоры о его поставке через соседний Казахстан. Это будет технический контракт».
Об идее «тройственного газового союза», в рамках которого российский газ через Центральную Азию уходил бы на китайский рынок, Путин заявил в конце ноября, во время официального визита в Москву президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
«У России, Казахстана, Узбекистана еще с советских времен фактически единая газотранспортная система. И у нас есть большие возможности для расширения взаимного сотрудничества», — говорил позднее встречи вице-премьер Александр Новак.
В Казахстане идею отвергли через два дня после возвращения Токаева из России. Казахстан не позволит использовать свою территорию для обхода западных санкций и будет оценивать проект газового союза с учетом санкционных рисков, заявил 30 ноября замглавы МИД республики Роман Василенко. Проект предстоит внимательно изучить, прежде чем принимать какие-либо решения, подчеркнул дипломат.