Эксперты в области политологии, относящиеся к разным возрастным группам, высказали свою точку зрения на проблему подкупа избирателей, а также поделились предположениями о том, можно ли этого избежать.
Эта тема особенно актуальна в преддверии предвыборной гонки.
Политолог Политолог Кубан Абдымен заявил, что подкуп существовал во все времена, за исключением Советского периода в истории.
“Проблема подкупа была актуальна во все времена, это напрямую связано с экономическим положением. Люди стремятся зарабатывать больше, а тут деньги сами приносят. Естественно, что к тем, кто приносит легкие деньги, будут по крайней мере прислушиваться. Поэтому подкуп неизбежен даже в развитых, экономически успешных странах.
У нас проблема подкупа усилилась с обретением независимости. В советское время подкупа не было.”
Директор аналитического центра «Разумные решения» Эсен Усубалиев:
“Люди соглашаются на подкуп чисто по экономическим соображениям, других веских причин нет. Сегодня в наших регионах, особенно после пандемии, у большей части населения практически нет денег. Естественно, тысяча сомов, либо продуктовый пакет, либо какие-то обещания, подарки и прочее для электората всегда в радость. Людям все равно, кто придет в парламент. Здесь налицо чисто экономические мотивы.”
Политолог Денис Бердаков попытался перевести подкуп избирателя в несколько иную плоскость:
“Подкуп практиковался, наверное, еще в Древнем Риме — тогда люди голосовали даже за хлеб и зрелища, хотя и были гражданами великой империи. По сути, отдавая свой голос, человек руководствуется убеждениями, ценностями, обещаниями. Чем не подкуп избирателя? В целом это, наверное, нормально.
Хотя для того чтобы государство развивалось, нужно, чтобы партии «подкупали» электорат конкретными обещаниями и репутацией, а не деньгами. То есть кандидат не материально «подкупает» избирателя, обещая ему блага, но при этом ставит на кон свою репутацию. Избиратель же в ответ выбирает его, и это более цивилизованная форма «подкупа».
На вопрос о том, как будут развиваться события каждый из экспертов тоже ответил по-своему.
Кубан Абдымен:
”После принятия ужесточающих требований к подкупателям этот процесс пошел на опережение голосования. В день выборов подкупить избирателя уже практически невозможно. Очевидно, некоторые все равно будут пытаться это делать, подвозить людей к участкам и так далее, но данные действия уже чреваты последствиями. При этом конкурирующие стороны неизменно будут следить друг за другом, и любая такая выходка сыграет им на руку.
Поэтому, скорее всего, подкуп будет, но до выборов. Политические силы уже готовятся и создают условия для влияния на электорат. Это неподконтрольный процесс, и его невозможно выявить. В принципе, эта технология применяется давно, а на последних парламентских, а затем и на президентских выборах она стала особенно востребованной. И сегодня уже есть сообщения в соцсетях: конкуренты обвиняют друг друга в подкупе, а это значит, что процесс запущен и этим занимается не одна партия, а возможно, даже все. Делается все, чтобы выиграть, а победителей, как известно, не судят”.
Эсен Усубалиев:
“Трудно сказать, будет ли подкуп голосов во время предвыборной кампании. Однозначной уверенности с юридической точки зрения нет, но на практике, учитывая недостаточный уровень политической культуры в нашей стране, ориентируясь на прошлые выборы, зная и понимая, в каком экономическом положении находится наше население, нельзя исключать, что какие-то недобросовестные партии применят такие технологии. То есть, безусловно, наша система не избежит проблем с подкупом голосов, махинациями и другими видами нарушений”.
Политолог Денис Бердаков:
“Сложно вспомнить какие-то выборы, даже в очень демократических странах, когда бы подкупа не было вообще. К этому явлению можно относиться как к проституции в известном смысле. Но тут есть две формы — непонятная, мрачная и легализованная в виде лобби. Конечно, политикам легче отдать, а людям взять деньги здесь и сейчас. Но нам нужна легальная форма — чтобы люди голосовали за программы партий, а не за деньги.
На мой взгляд, избиратель стал более взыскательным, мы потихоньку отходим от прямого подкупа и постепенно переходим к скрытой форме. То есть избиратель рассуждает уже так — деньги, конечно, хорошо, но их всегда мало, поэтому давайте более предметные вещи — постройте дороги, элеватор, школу, больницу, детскую площадку и прочее. Но это не означает, что деньги не предлагают, их, конечно же, будут брать.
Сможет ли Кыргызстан преодолеть эту проблему и перейти к честным, во всех отношениях и смыслах выборам? Эксперты порассуждали и в этом направлении.
Кубан Абдымен: “Со временем эта проблема для Кыргызстана и всех постсоветских стран исчезнет. Но для этого надо создать такие условия, чтобы общество стало самодостаточным, тогда ему не надо будет зарабатывать на таких общегосударственных процессах, как выборы. А люди должны понять, что выборный процесс должен быть искренним, неподкупным. Но все это требует времени.
Что может повлиять на самосознание человека? Экономический рост, сознательный подход к выборному процессу и понимание ответственности как у избирателя, так и у кандидата прежде всего перед собой и народом. Если учитывать, что неизвестно, когда мы сможем всего этого добиться, подкуп мы еще не скоро изживем. Конечно, будем надеяться, что его влияние будет минимальным и народ выберет то, что действительно хочет. Но боюсь, что мы близки к другому результату. Как говорил Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Эсен Усубалиевтоже считает, что ситуация не безнадежна, хотя изменить ее довольно сложно. В частности он сказал следующее: “Искоренить это явление сложно, поскольку наши партии не представляют какой-либо идеологической, политической, экономической платформы. В то же время у нас нарушена ратификация общества — нет рабочих, практически нет интеллигенции, то есть отсутствует разделение на какие-то классы. Вопрос системный — люди еще не созрели для того, чтобы отстаивать свои идеологические убеждения и взгляды. А пока они не понимают, для чего нужен выборный процесс, мы сталкиваемся с их неожиданным волеизъявлением.
Политики в Кыргызстане не озабочены своей репутацией — эксперт
В ближайшей перспективе проблема подкупа, к сожалению, не решится — у населения нет веры в нашу систему, а сама система с достаточно большими изъянами. Да, государство с этим борется, а гражданский сектор, неправительственные организации и отдельные люди призывают не продавать голоса. Но эти явления не изжить без политической культуры, решения экономических проблем и создания идеологии”.
Денис Бердаков, кажется, точно когда и при каких условиях люди перестанут продавать свои голоса:
“Что делать, чтобы этого не было? Ждать, когда люди станут жить богато и выборный процесс перейдет в цивилизованную форму. К сожалению, это решается только так. Только обеспеченный думает о будущем, требует конкретных обещаний, программ — правовой среды, условий для развития бизнеса, хорошей социальной составляющей, здравоохранения. А бедного человека, если у него дома голодные дети, агитировать за высокие ценности глупо, стыдно и даже преступно. Можно обещать что угодно, он все равно будет хотеть есть вдоволь.
Из этого круга очень сложно вырваться, но можно. Необходимо, к сожалению, устанавливать демократию через диктатуру. То есть следует сначала повысить жизненный уровень населения каким бы то ни было методом, а уж потом разбираться со всем остальным. И тому масса примеров в ныне демократических странах.”