На одной из крайних встреч президента Кыргызстана Садыра Жапарова с главой Таджикистана Эмомали Рахмоном в городе Чолпон-Ате, кыргызская сторона представила предложение таджикским представителям относительно границы. Об этом в эфире программы «Биринчи радио» сообщил секретарь Совбеза Кыргызской Республики Марат Иманкулов.
Иманкулов отметил: «Президент выразил свою позицию. У нас существует политическая воля, и мы не имеем территориальных претензий ни к Таджикистану, ни к какой-либо другой стране. После распада СССР в Алматы была подписана декларация, в которой страны признали территориальную целостность друг друга, административные границы стали государственными. Мы предлагаем сосредоточиться на существующих границах и оставить исторические разногласия в прошлом«.
Иманкулов также напомнил о своем полушутливом комментарии на одном из заседаний, где объяснил, почему не стоит слишком углубляться в исторические вопросы. «На одном из заседаний я в шутку сказал: давайте вспомним Кыргызский каганат и его обширные территории. […] Если мы будем ориентироваться на события 50-100 лет назад, придется вносить множество изменений. Некоторые страны тогда еще не существовали. Например, Соединенных Штатов не было 300 лет назад. Они завоевали Северную Америку, где жили другие народы, практически исчезнувшие сейчас. Поэтому мы должны ориентироваться на современную реальность. Решение вопроса границы не является простым, но это возможно только через прямые переговоры и дипломатический путь. Сила и давление не приведут к решению. Иногда необходимо идти на компромисс. Есть сложные участки, и мы предлагаем рассмотреть возможность обмена, принимая во внимание мнение местного населения. На встрече между лидерами двух стран наш президент представил свое предложение, которое в настоящее время находится на рассмотрении. Мы надеемся, что вопрос границы будет успешно разрешен», — заключил секретарь Совбеза.
Ранее было сообщено, что во время переговоров правительственных комиссий по границе таджикская сторона предложила использовать карты, составленные в период с 1924 по 1927 годы. Однако, по словам Иманкулова, Душанбе желает применять эти карты лишь на выгодных для них участках, а не в полном объеме.