Астана и Москва были вынуждены заморозить проект, обеспечивающий безопасность Казахстана от киберугроз, в связи с действующими санкциями против российского Сбербанка.
Россия и Казахстан заморозили проект компании «Бизон» в сфере кибербезопасности стоимостью 2,4 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ». Опрошенные изданием эксперты считают, что одной из причин могли стать санкции против Сбербанка (партнер «Бизона»).
По данным источников издания, в 2019 году компания «Безопасная информационная зона» («Бизон», ранее входил в структуры Сбербанка) заключила контракт с одним из крупнейших операторов связи «Транстелекомом» Казахстана. Соглашение должно было действовать шесть лет.
Предполагалось, что стороны, помимо обмена опытом, должны были создать в Казахстане облачное решение для «обеспечение защиты от киберугроз».
По итогам 2021 году выручка «Бизона» составила 2,7 млрд рублей, чистая прибыль — 96,3 млн рублей. После введения санкций в отношении Сбербанка у компании сменился собственник — с 6 июля учредителем «Бизона» выступает ООО «УК «Бизон»», принадлежащее закрытому инвестфонду «112 Девелопмент».
Источник газеты пояснил, что пока не совсем ясно, как отразится разрыв на обеих сторонах. По его словам, все зависит от того, на каком этапе находился проект.
«У «Бизона» почти нет отчуждаемых решений, он работает по сервисной модели. Управление полностью ложится на местную структуру, эта схема — привычная для операторов связи», — уточнил собеседник «Коммерсанта».
Впрочем, для «Транстелекома» больших проблем не будет, отмечают опрошенные изданием эксперты: на рынке Казахстана достаточно конкурентов. Что касается причин остановки проекта, то их может быть несколько: казахская сторона решила самостоятельно развивать кибербезопасность, непростая геополитическая ситуация, из-за которой отношения стран ухудшились, а также санкции против Сбербанка.
В августе «Сбер» подписал сделку с казахстанским Национальным управляющим холдингом «Байтерек» по продаже своей «дочки» в стране. Продажу актива российская компания объяснила «текущей геополитической обстановкой» и интересами клиентов дочернего банка. В сообщении отмечается, что Сбербанк Казахстан продолжит выполнять свои обязательства перед клиентами, сохранив для них текущие условия по договорам.
Проблемы в отношениях Москвы и Астаны
Напряжение между Россией и Казахстаном возросло на фоне введения нескольких пакетов антироссийских санкций из-за боевых действий на Украине. Так, 17 июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время выступления на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) сказал, что Астана не признает государственный суверенитет Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР), которые ранее были признаны Москвой.
Ранее Токаев отказался принимать от российской стороны орден Александра Невского. Он объяснил это тем, что до завершения полномочий не планирует принимать ни отечественные, ни зарубежные награды, утверждал казахстанский политолог Ербол Едилов. Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков, комментируя эту информацию, отмечал, что «награждения и не планировалось».
4 июля власти Казахстана выразили готовность помочь Европе преодолеть нехватку нефти и газа. Президент страны Касым-Жомарт Токаев в телефонном разговоре с главой Евросоюза Шарлем Мишелем заявил, что Казахстан «готов использовать свой углеводородный потенциал с целью стабилизации ситуации на мировых и европейских рынках».
На следующий день поставки топлива из Казахстана через «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) оказались под угрозой. Приморский районный суд Новороссийска 5 июля по требованию Ространснадзора решил заблокировать морской терминал на 30 дней из-за экологических нарушений. В Госкомиссии сообщили о нескольких документарных нарушениях по ликвидации аварийных разливов нефти. КТК, в свою очередь, обжаловал это решение.
11 июля Краснодарский краевой суд рассмотрел жалобу акционерного общества «Каспийский трубопроводный консорциум», наказание было заменено на штраф в размере 200 тыс. рублей.