Telegram-канал Baza 15 января опубликовал полную расшифровку переговоров разбившегося под Актау самолета Azerbaijan Airlines (AZAL) с диспетчерами Грозного, Ростова-на-Дону и Актау. Из неё следует, что все решения не садиться в Грозном, не лететь в Махачкалу, а затем следовать обратно в Баку – и в результате лететь в Актау – экипаж «Азербайджанских авиалиний» принимал самостоятельно.
Диспетчеры предлагали садиться сначала в Грозном, затем – в Махачкале, давали экипажу данные по другим российским аэропортам, но экипаж принял решение не садиться там. Из записей стало понятно, что версия о столкновении с птицами, а также о взорвавшемся газовом баллоне на борту была озвучена именно экипажем самолёта в переговорах с диспетчерами. Также очевидно, что внешнее воздействие на самолёт было, однако командир экипажа не стал объявлять ЧС на борту.
Запись начинается в 7:36. При попытке сесть в Грозном экипаж жаловался на потерю сигнала обоих GPS. После второй неудачной попытки командир воздушного судна сообщил: «Следуем в Баку». Чуть позже он запросил погоду в аэропорту Минеральных Вод и решил следовать туда.
Спустя еще несколько минут пилот запросил у диспетчера погоду в Махачкале: «У меня самолет теряет управление. Дайте Махачкалу». Через 6 минут экипаж переключили на диспетчеров из Ростова-на-Дону, которым пилот сообщил, что у воздушного судна отказало рулевое управление, и что они следуют в Баку.
В 8:22 экипаж сообщил об отказе гидравлической системы. Тогда диспетчер из Ростова порекомендовал им приземлиться в Махачкале: «Рекомендация, юго-восточнее от вас в 160 км Махачкала располагается, технически годен, готовы принять. Ваше решение?» Командир воздушного судна запросил погоду в обоих городах и подтвердил намерение лететь в Баку.
В 8:39 экипаж сообщил ростовскому диспетчеру, что двигатели работают, но отказала система управления элеронами и рулем высоты. Через минуту пилот запросил погоду в Актау, и в 9:02 у экипажа начались переговоры уже с вышкой в Казахстане. В 9:23 диспетчер из Актау разрешил посадку. Сигнал бедствия командир воздушного судна объявил, когда принял решение лететь в Актау. Запись переговоров заканчивается в 9:27.
В опубликованной записи пилот первым озвучил версию о столкновении с птицами, когда вел переговоры с диспетчерами из Грозного. Спустя примерно 35 минут экипаж также предположил, что на борту взорвался газовый баллон:
«Кислород заканчивается в кабине пассажирской. Значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон. А, значит, запах топлива идет. А, пассажирам некоторым… а, значит, теряют сознание. Разрешите, мы пойдём на меньшей высоте?»
Baza не указывает, откуда в ее распоряжении оказалась расшифровка запишей бортовых самописцев. Официальные лица пока не делали заявлений и ее подлинности.
Катастрофа и ее последствия
Самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, следовавший из Баку в Грозный, разбился вблизи казахстанского города Актау утром 25 декабря. На борту находились 67 человек, 38 из них погибли, а 29 — выжили.
СМИ со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана сообщали, что причиной крушения самолета стала российская система ПВО. По данным Reuters, ракета была выпущена по самолету во время «воздушной активности беспилотника» над Грозным. Ракета взорвалась рядом с самолетом, повредив его обшивку.
Через два дня после катастрофы глава Росавиации Дмитрий Ядров заявил, что в момент захода самолета на посадку в аэропорт Грозного город атаковали беспилотники. Он утверждал, что командиру самолета предлагались другие аэропорты в России для посадки, но он принял решение следовать в аэропорт Актау.
При этом источники Euronews в правительстве Азербайджана говорили, что экипаж поврежденного лайнера запрашивал аварийную посадку, но ему не позволили приземлиться ни в одном из российских аэропортов.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил российскую сторону в крушении самолета Azerbaijan Airlines и выдвинул России ряд требований.
«Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации», — заявил он.
Алиев назвал «бредовыми» появившиеся в СМИ версии о столкновении с птицами и взрыве кислородного баллона.
«Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что российские официальные структуры выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести», — сказал он.
В свою очередь президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с Алиевым извинился за то, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России». Он упомянул работу российской системы ПВО, но не признал, что именно это стало причиной крушения лайнера.
Этой зимой читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК