Трудности у российских банков с проведением платежей в «недружественных» валютах нарастают.
Крупнейший в США банк по размеру активов — JP Morgan — в августе начал закрывать российским «коллегам» корреспондентские счета, без которых платежи в долларах невозможны, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники на финансовом рынке.
Под принудительную дедолларизацию, в частности, попал банк «Санкт-Петербург», клиентов которого предупредили о невозможности проводить через корсчета в JPM как входящие, так и исходящие платежи. Банк рекомендовал перевести контракты в отличную от доллара валюту.
В августе JPM прекратил отношения с рядом небольших российских банков, рассказал источник «Интерфакса». По словам другого собеседника агентства, крупные банки также неофициально предупреждают клиентов о том, что переводы через корсчет в JPM станут невозможны с 1 сентября.
Помимо JP Morgan, «письма счастья» о закрытии корсчетов массово рассылает американский Citibank. Исключение американские банки готовы сделать лишь для Газпромбанка, через который проводятся расчеты за газ, и структур Московской биржи, в частности Национального клирингового центра.
В мае о закрытии корсчетов в евро российских банкиров уведомила австрийская Raiffeisenbank International, клиентом которой среди прочих был банк «Тинькофф».
Потеря доступа к валютным операциям нервирует ЦБ и банкиров, у которых нарастают риски по обязательствам перед клиентами. До начала войны физлица и компании держали на валютных счетах $280 млрд — сумму, которая эквивалентна половине золотовалютных резервов страны. Но теперь валюты в стране становится еще больше из-за закрытых каналов импорта: по итогам января–июля экономика получила $192 млрд профицита торгового баланса и $166 млрд — платежного.
Этот излишек копится на счетах, которые в любой момент могут превратиться в пыль. Банки вынуждены всеми силами выталкивать валюту, учитывая риски ее накопления, отмечает Егор Сусин, управляющий директор ГПБ Private Banking.