Россия тайно накопила «теневой флот» из более чем 100 устаревших танкеров, чтобы обойти западные ограничения на продажу нефти, которые ввели западные страны.
Об этом пишет Financial Times.
По оценкам судоходного брокера Braemar, Россия, в значительной степени зависящая от иностранных танкеров для перевозки нефти, сформировала флот из более чем 100 устаревших танкеров.
Энергетическая консалтинговая компания Rystad утверждает, что в 2022 году Россия добавила в цепочку нефтеперевозок 103 танкера путем закупок и перераспределения судов, обслуживающих Иран и Венесуэлу — две страны, на которые распространяется западное нефтяное эмбарго.
Как отмечает издание, стремление Кремля собрать то, что перевозчики называют «теневым флотом», — попытка преодолеть новые международные ограничения на российскую нефть. В их числе запрет ЕС на морской импорт, который вступает в силу в 5 декабря, и новое ограничение глобальной цены в 60 долларов за баррель, которое ЕС поддержал 2 декабря.
По словам трейдеров, теневой флот уменьшит влияние таких мер, но не устранит его.
Ожидается, что карательные меры ЕС и G7 отрежут Москву от большого числа мирового танкерного флота. Страховщики, такие как Lloyd’s of London, не смогут страховать суда, перевозящие российскую нефть, вне зависимости от места их назначения, если она не будет продана по установленному ценовому ограничению.
Но Россия уже давно заявляет, что не будет иметь дело с какой-либо страной, придерживающейся ценового «потолка», что означает, что она может отказаться поставлять нефть на условиях, установленных Западом, отмечает FT.
Вместо этого РФ намерена использовать свой новый флот для поставки нефти в Индию, Китай и Турцию — крупнейшим своим покупателям после сокращения закупок странами Европы.
По словам руководителя отдела исследования танкеров в Braemar Анупа Сингха, анонимную покупку танкеров можно отследить по значительным увеличениям неназванных или новых покупателей, появляющихся в реестрах. Как правило, таким судам 12–15 лет, и ожидается, что они будут списаны в ближайшие несколько лет.
В Braemar также отметили, что в 2022 году операторы, связанные с Россией, приобрели до 29 супертанкеров, известных как VLCC (Very Large Crude Carrier). Это крупные танкеры для перевозки сырой нефти, каждый из которых способен перевозить более 2 млн баррелей. Россия, вероятно, также добавила в свой флот 31 танкер Suezmax, способный перевозить около 1 миллиона баррелей каждый, и 49 танкеров Aframax, каждый из которых может перевозить около 700 тысяч баррелей.
В России косвенно подтвердили подобные закупки в октябре. Глава российского государственного банка ВТБ Андрей Костин, тогда заявил, что стране необходимо потратить как минимум 16,2 млрд долларов на расширение танкерного флота. Российский вице-премьер Александр Новак в марте заявил, что страна построит свои «цепи поставки» нефти.
По мнению аналитиков, Россия все равно испытывает недостаток танкеров и в первые месяцы 2023 года может испытать осложнения при сохранении уровня экспорта, что приведет к росту цен. России необходимо более 240 танкеров, чтобы сохранить текущие объемы экспорта, заявил аналитик Rystad.
В Braemar прогнозируют, что дефицит российского газа будет составлять от 700 000 до 1,5 млн баррелей в день. По оценкам Rystad, России не будет хватать 60-70 танкеров и морской экспорт упадет примерно на 200 000 баррелей в сутки.