По мнению эксперта, военные учения стран ШОС — это вынужденная мера реагирования на ситуацию в Афганистане.
После подписания в феврале мирного соглашения Соединенных Штатов с террористической (это официальная позиция ООН и стран ОДКБ) организацией Талибан* мира в Афганистане больше не стало. Осмелевшие талибы в ультимативной форме требуют от официального Кабула освобождения из тюремного заключения 5 тысяч членов своей организации и продолжают вытеснять правительственные войска в провинциях. Наиболее крупные атаки отмечены в Сари-Пуле, Балхе, Газни. На территории центральной афганской провинции Вардак 2 марта талибы захватили 55 заложников для обмена на заключенных членов своей организации. В этот же день при взрыве в провинции Хост погибли и пострадали 14 человек.
На этом фоне логичными выглядят планы провести масштабные антитеррористические учения восьми стран Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия — 2020». Подобные маневры проводятся один раз в два года (с 2002-го), и на территории Сибири состоятся впервые. Объединенная группировка войск членов ШОС — России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Китая, Пакистана и Индии — отработает задачи антитеррористической операции на полигоне «Юргинский».
Евразийское предупреждение
В августе более 10 тысяч военнослужащих из восьми государств Шанхайской организации сотрудничества будут участвовать в антитеррористических учениях «Мирная миссия — 2020», замысел которых еще согласовывается, но основные этапы предсказуемы.
Вероятно, условные хорошо организованные и вооруженные террористы вновь захватят некий «город» (заложников, органы власти, стратегические объекты) в неназванной стране. Сложную операцию освобождения успешно реализует (во взаимодействии на земле и в воздухе) многонациональная и подчиненная единому замыслу группировка войск ШОС.
Взаимодействие между военными представителями из восьми стран — дело непростое, но уже проведена рекогносцировка на полигоне «Юргинский», изучено место преодоления водной преграды. Переговоры о проведении учений близки к завершению. Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Китай, Пакистан и Индия подпишут итоговое соглашение в мае. Да, Шанхайская организация сотрудничества — это прежде всего экономический и политический союз. Военное измерение ШОС — вынужденная мера, а маневры «Мирная миссия» — это евразийское предупреждение международным террористам.
Требование времени
Для выполнения специальных задач на учениях в горах Таджикистана российские вертолетчики 201-й российской военной базы 2 марта высадили тактический десант на полигоне «Ляур». Прикрытие обеспечивали ударные вертолеты Ми-24. Участвующая в маневрах бронетехника вела позиционную борьбу и танковые дуэли с закрытых позиций. Всего к учению привлекались более 500 военнослужащих и 200 единиц военной техники.
Навыки и техническая оснащенность войск позволяют решать самые сложные задачи.
Центральный военный округ продолжает наращивать силы и в 2020 году получит более 850 единиц новых образцов вооружения и военной техники, в том числе четыре комплекта зенитной ракетной системы С-400 «Триумф» и ЗРС С-350 «Витязь». Объединенная авиабаза «Кант» в Кыргызстане осваивает новые беспилотные летательные аппараты «Форпост» и «Орлан-10». Перевооружение и рост боеготовности войск — требование времени.
Как и многие соседние государства, Россия приветствует подписание соглашения между США и талибами о выводе иностранных войск из Афганистана. И все же от рукопожатия с американцами талибы не перестали быть террористами, «близкими родственниками» «Аль-Каиды»* и серьезной угрозой Центральноазиатскому региону.
Ничего принципиально не изменилось в лучшую сторону с того времени, как радикальная исламистская организация «Талибан» была официально признана террористической ООН и РФ (в 2003 году), другими странами ОДКБ (в 2009-м). Сегодня в рядах «Талибана», по данным ООН, состоит до 70 тысяч боевиков, которые контролируют более половины территории и населения Афганистана. В активе «государства талибов» два десятилетия насаждения средневекового варварства, уничтожение мирного населения и древних памятников культуры. Поэтому страны ШОС намерены и далее повышать уровень оборонного взаимодействия. С учетом сирийского опыта борьбы с терроризмом Россия играет здесь ведущую роль.* Террористическая организация, запрещенная в России.