Эльвира Сурабалдиева предлагает создать базу педофилов

В Кыргызстане планируется создать информационную базу, в которую будут внесены лица, совершившие действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних.

В начале декабря прошлого года в интернет-пространстве Кыргызстана распространилась видеоинформация, что в течение двух лет отчим насиловал несовершеннолетнюю девочку.

25 декабря 2020 года пресс-служба Чуйской областной милиции сообщила, что в городе Токмак задержан и водворен в следственный изолятор на 2 месяца мужчина, подозреваемый в изнасиловании несовершеннолетней падчерицы.

В прошлом месяце новость об оправдательном приговоре суда, вынесенного двум из трех обвиняемых в изнасиловании 13-летней девочки в Тонском районе, вызвала широкий резонанс в обществе.

Произошедшие события вынесли на повестку дня проблему обеспечения безопасности подростков.

Вице-премьер-министр Эльвира Сурабалдиева, отталкиваясь от практики Казахстана, предлагает создать карту с фото и другими данными педофилов на территории Кыргызстана:

  • Необходимо проводить комплексную работу по педофилам. Создание такого списка – работа не одного дня. Перед составлением списка надо провести предварительный анализ. Мы должны получить специальную информацию от сельских, районных и областных органов местной власти, проанализировать ее. Во всех развитых странах все это есть. Мы должны продумать и задачи по предотвращению и контролю. Государство должно обеспечить безопасность детей. Нам тоже нужны такие карты. Необходимо довести до каждого родителя, каждого гражданина важность этой информации. Когда было выявлено, что несколько мужчин насиловали 13-летнюю, жители села, наоборот, стали обвинять девочку и ее родителей. Все мы были свидетелями этого.

Также Сурабалдиева отметила, что родителям необходимо обучать детей со школьных лет тому, что нельзя идти за незнакомыми людьми, садиться к ним в машину или разговаривать с ними.

Прозвучавшее предложение дало повод для бурного обсуждения его в обществе. Очень многие поддержали инициативу министра. В то же время достаточно и тех, кто опасается, насколько правильно и объективно составление такого списка. Высказываются мнения, что перед созданием карты необходимо повысить ответственность и судебных органов.

По мнению руководителя кризисного центра «Сезим» Бюбюсары Рыскуловой, данная инициатива должна быть тщательно проработана органом, который будет заниматься реализацией:

  • Это правильное предложение. Но информация должна быть обнародована после того, как преступление будет доказано и раскрыто. Есть вероятность того, что могут опубликовать фотографию невинного человека. Если вина фигурантов такого списка доказана — в таком случае это очень хорошее предложение. Но, с другой стороны, ведь сейчас суды оправдывают даже тех, вина которых доказана. Значит, к ответственности надо привлекать и представителей судебных органов. К судебным органам тоже необходимо предъявить жесткие требования.

Также Рыскулова остановилась на том, что из-за судебной несправедливости многие родители несовершеннолетних, подвергшихся сексуальному насилию, отказываются доводить дело до конца.

Правозащитница Назгуль Турдубекова, в свою очередь, считает, что созданием только информационной базы решить проблему невозможно. Нужно обучать детей с раннего возраста, отмечает она:

  • Разумеется, список надо составлять. Но этого недостаточно для устранения насилия в отношении детей. В Кыргызстане подростки не знают о своем праве физической неприкосновенности. Поэтому в сельской местности необходимо разработать специальные положения, процедуры для девочек-подростков. Помимо этого, надо, чтобы сами родители наладили близкие взаимоотношения со своими детьми, контролировали их. У нас родители не уделяют должного внимания своим детям. Куда-нибудь отправят и даже не проверят, что с ними произошло. Также необходимо, чтобы в школах детей обучали тому, что никто не имеет права прикасаться к их телу, склонять к интимным отношениям.

По словам правозащитницы, 30% подростков, подвергшихся сексуальному насилию, пострадали от членов своей семьи или отчима, 50% — от близких родственников, друзей и соседей. К тому же чаще сексуальному насилию подвергаются оставшиеся без присмотра подростки, чьи родители находятся на заработках в других странах.

По данным исследования, проведенного представительством ПРООН в Кыргызстане, за 9 месяцев 2019 года по статье «Изнасилование» было начато 269 досудебных производств, из которых 200 были приостановлены и не дошли до суда. В судебном порядке начали рассматривать лишь 17 дел. А по статье «Действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста», было зарегистрировано 54 досудебных производства.

По информации Генпрокуратуры, за прошлый год зарегистрировано 1101 уголовное дело по несовершеннолетним детям, из них более 150 дел связаны с преступлениями сексуального характера.

Было задержано 57 граждан, подозреваемых в сексуальном насилии по отношению к несовершеннолетним. Точной информации о числе привлеченных к уголовной ответственности граждан нет.

В соответствии с частью 3 статьи 129 Уголовного кодекса КР, обвиняемые в изнасиловании несовершеннолетних наказываются лишением свободы от 15 до 20 лет.