В КР могут принять закон «об иноагентах» по примеру РФ

В Кыргызстане ранее предпринимались попытки введения закона «об иноагентах», направленного на ужесточение контроля над неправительственными организациями, получающими финансирование из-за рубежа.

Активисты утверждают, что в настоящий момент есть больше шансов на успех из-за увеличивающегося авторитаризма в стране и желания России ликвидировать западное влияние на своего союзника.

Об этом пишет Азаттык.

В Кыргызстане политики в течение многих лет пытались пропустить через законодательные инстанции спорный закон, который был бы направлен на введение ограничений для неправительственных организаций, получающих иностранное финансирование.

Однако законодатели несколько раз отклоняли проекты, опасаясь, что принятие таких мер может нанести ущерб репутации Кыргызстана как демократического государства и в конечном итоге привести к прекращению помощи со стороны международных доноров.

Тем не менее, в настоящее время возникли опасения, что последняя попытка властей ввести закон, аналогичный закону «об иностранных агентах» в России, может иметь успех: наблюдатели отмечают рост авторитаризма в Кыргызстане и стремление Москвы, союзника Бишкека, устранить западное влияние в стране.

В списке инициаторов законопроекта значатся имена 33 депутатов. Документ вынесен на общественное обсуждение в прошлом месяце. Если закон будет принят, то получающие иностранное финансирование НПО будут вынуждены проходить обременительные процедуры регистрации и отчетности, проверки, подвергнутся другим ограничениям.

Наблюдатели ожидают, что предложенный законопроект будет принят, возможно, даже до того, как парламент уйдет на каникулы 1 июля.

Попытки ввести закон об «иностранных агентах» происходят на фоне усиливающихся репрессий против гражданского общества в Кыргызстане. По мнению критиков нынешнего президента, Садыр Жапаров занимается преследованием своих политических оппонентов и независимых СМИ с момента прихода к власти в 2020 году.

«Мы действительно боимся, что на этот раз это произойдёт, — говорит Эркина Убышева, правозащитница из Бишкека. — Мы видим, что с приходом к власти Жапарова была изменена Конституция, изменена политическая система, и теперь есть четкий курс на ликвидацию гражданского общества».