В Бишкеке 30 декабря пять врачей Национального центра охраны материнства и детства, а также городской детской больницы были заключены под стражу в СИЗО-1, еще одного медика поместили под домашний арест. Решение было выдвинуто городским судом.
Медицинский персонал обвиняют в совершении преступления в связи со смертью ребенка в ноябре НЦОМиД. Семья потеряла родное дитя и это трагедия. И их нельзя упрекать в желании разобраться в причинах смерти малыша и их желании совершить справедливый суд над виновными.
Безусловно, должна быть проведена тщательная проверка
Но со стороны правоохранительных органа арестовывать врачей без получения заключения авторитетной экспертной комиссии, подкрепленного всеми необходимыми процессуальными действиями, — это грубейшее нарушение закона.
Давайте обратимся к статье 146 УК КР «Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником» по которой выдвинули обвинение врачам. Там сказано следующее:
«Неоказание медицинской помощи больному без уважительных причин медицинским работником, который был обязан и имел возможность оказать такую помощь, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение в силу легкомыслия или небрежности профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником…причинившие по неосторожности тяжкий вред, наказываются штрафом от 500 до 1 000 расчетных показателей или лишением свободы на срок до пяти лет…»
Даже человеку не сведущему в юриспруденции, понятно, что следователь и судья для подтверждения каждого из перечисленных выше признаков должен был получить соответствующее заключение от компетентных экспертов. Без такого заключения они не должны принимать решение о задержании врачей и заключении их под стражу.
Более того, согласно статье 114 УПК КР, заключение под стражу применяется в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше (!) пяти лет. Но по части 2 статьи 146 максимальное наказание определено до (!) пяти лет.
В исключительных случаях заключение под стражу может быть применено в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, но при наличии одного из следующих обстоятельств:
- — обвиняемый не имеет постоянного или временного места жительства на территории Кыргызстана;
- — его личность не установлена;
- — им нарушена ранее примененная мера пресечения;
- — он скрылся от органа следствия или суда.
Арест и водворение врачей в СИЗО в быстром порядке были поспешными. Ни один из этих пунктов к врачам не подходит, чтобы можно было применить их в порядке исключения и арестовать.
И опять мы видим, что наш суд опрометчив и без разбору принимает решения.
Профессия, детский врач одна из самых сложных специализаций в медицине. Ребенок не может точно сказать, что и как у него болит, описать свои симптомы. Каждый родитель готов по поводу и без повода сразу забросать обвинениями лечащих их детей врачей.
Большая ответственность возложена на детского врача. Он обязан принять единственно правильное решение. А в ситуации, которая стала в нашумевшей скандальной истории о деле врачей тем более.
Взять о внимание даже то, что при отсутствии необходимого оборудовани, консультации соответствующих специалистов, которых попросту может и не быть в штате больницы.
Оборудование в больницах морально и физически устарело, и к тому же его явно недостаточно, чтобы провести комплексное обследование в экстренных случаях, как это произошло с умершим ребенком. Из-за отсутствия узких специалистов и диагностического оборудования больного, видимо, вынуждены были направить из 3-й детской в Национальный центр охраны материнства и детства.
На весь Бишкек одна неотложная детская больница.
Штат детских врачей заполнить квалифицированными и опытными врачами крайне непросто. Их готовят многие годы. Арест шестерых врачей в данной ситуации нанесет громадный урон и без того сложному положению, в котором находится педиатрия Кыргызстана.
Держать их за решеткой — неправильно и неразумно.
Из неблагоприятной ситуации нужно делать выводы, а именно, что организация системы здравоохранения должна быть пересмотрена, а также должна быть пересмотрена существующая система обязательного медицинского страхования.
Поэтому, необходимо создать независимую экспертную группу по расследованию причин и обстоятельств смерти ребенка.