Прокуратура в Украине открыла уже 154 дела о сексуальном насилии против мирных украинских жителей со стороны российских военных. Речь идет не только об изнасилованиях женщин, но и о принуждении к обнажению и пытках в отношении мужчин и детей.
Журналисты американского издания New York Times опубликовали расследование о сексуальном насилии против мирных украинских жителей на деоккупированных территориях со стороны российских солдат.
В частности, есть доказательства того, что российские командиры знали об изнасилованиях или даже поощряли их, пишет NYT со ссылкой на Ирину Диденко, представительницу прокуратуры по ведению дел сексуального насилия.
По словам свидетелей, российские командиры давали указания, в которых подталкивали военных к насилию, например, давали команду солдатам «немного расслабиться».
Диденко описала случай, когда командир сказал своим военным: «Хорошо, идите», сам оставаясь возле дома. После этого было слышно, как один из солдат сказал: «Эту мы просто побьем, а эту мы изнасилуем».
Также Диденко описала случай, когда восемь российских солдат изнасиловали и напали на мужчину, которого остановили на блокпосту. «Это не единичные случаи», — подчеркивает она.
По ее словам, существует еще более четкая схема организованного сексуального насилия в следственных изоляторах, находящихся в ведении российских военнослужащих, сотрудников полиции и силовых структур.
Следователи обнаружили в Херсоне как минимум четыре крупных следственных изолятора с яркими свидетельствами систематических пыток. В подвале бизнес-центра задержанные спали на кусках картона в полной темноте и вырезали на стене циферблаты для подсчета дней. Полиция обнаружила там резиновую дубинку, металлические наручники и электрогриль, которым задержанные прижигали пальцы. Они также нашли список с именами русских офицеров, которые там работали. По словам прокуроров и городских властей, в таких центрах широко практикуется сексуальное насилие, в том числе изнасилование дубинками и удары электрическим током по гениталиям.
Сходство рассказов свидетелей из разных городов, описывающих методы пыток и происходившие допросы, убедило украинскую прокуратуру в том, что за всем этим стоит российское руководство:
«Не может быть, чтобы солдат сделал это без приказа», — говорит Диденко. «Они оперативно приезжают, знают свое дело, пытают людей, причиняя боль их половым органам. Это, безусловно, система».
Российские официальные лица неоднократно отвергали обвинения в нарушении прав человека, несмотря на широко распространенные доказательства и отчеты, собранные украинскими и международными следователями.