Какой ценой Путин спасает экономику России

В прошлом месяце Министерство экономики России огласило весьма оптимистические прогнозы относительно роста ВВП. Так, по утверждению министерства, в 2020 году ВВП сократится на 3,9%, но в 2021—2023 годах он вырастет в среднем на 3,2% в год. С такими радужными прогнозами категорически не согласна Счетная палата России, экономисты палаты настаивают на собственных более реалистичных цифрах: падении ВВП на 4,5% в 2020 году и среднегодовом росте всего на 2−2,2% в 2021—2023 годах.

Причина расхождения этих прогнозов чисто политическая. В мае 2018 года, когда президент Владимир Путин приступил к исполнению очередного президентского срока, он пообещал, что темпы роста ВВП будут выше среднемировых, тем самым расширяя долю мирового экономического пирога для России. Однако Путину не удалось выполнить свои обещания, и причиной этому послужила не только пандемия COVID-19.

Помимо роста ВВП, Путин очень активно анонсировал широкому кругу россиян еще и гарантии того, что российская экономика в скором будущем станет одной из пяти крупнейших экономик мира. В номинальном выражении Россия остается 11-й по величине экономикой мира и в ближайшем будущем вряд ли попадет в первую десятку. 

Сегодня же Путин объявил, что крайний срок для достижения целей, поставленных в 2018 году, теперь перенесен с 2024 на 2030 год. Даже в этом случае, кризис COVID-19 служит плохим оправданием. Ведь Россия не вводила строгий общенациональный локдаун, на время пожертвовав экономическим ростом ради здоровья населения. В разгар первой волны пандемии Путин объявил шестинедельный период «нерабочих дней». Но во время этой «изоляции» государство предложило очень ограниченную экономическую поддержку малому бизнесу. Приблизительно 1% от ВВП, меры России были на порядок ниже, чем в США и Европе.

В отличие от своих западных коллег, столкнувшихся с локдаунами и приказами оставаться дома, у россиян не было другого выбора, кроме как продолжать работать. Затем Путин досрочно завершил частичный локдаун, чтобы провести голосование по внесению поправок в Конституцию РФ, отменяющих ограничения на срок президентских полномочий, тем самым гарантировав, что он никогда не покинет свой пост.

Подобное отношение Москвы к пандемии спасло деньги российского государства. Но какой ценой это было достигнуто? Достоверно определить это невозможно, так как Россия существенно занижает количество инфицированных и показатели смертности, а так же задерживает отчетность. 

Анализируя эти данные, Алексей Ракша, бывший демограф Федеральной службы статистики, утверждает, что официальные данные по смертности от COVID-19 занижены в три раза. При примерно 115000 новых случаев смерти в апреле-сентябре, в России уровень смертности от COVID-19 на душу населения может быть выше, чем в США или любой другой европейской стране. Учитывая относительную изоляцию России, в этом можно обвинить только политику.

Эти провалы будут иметь колоссальные последствия и для России, и для всего мира. По причине того, что режим Путина не в состоянии заручиться общественной поддержкой, улучшив при этом качество жизни народа, он будет вкладывать больше средств в цензуру, пропаганду и в реализацию своих геополитических игр. А Кремль будет продолжать убеждать россиян в том, что, несмотря на его недостатки, Путин, однозначно, является для них лучшим вариантом — не в последнюю очередь для противостояния внешним врагам.