Молдавский пример для Украины: Санду требует вывода российских миротворцев

Вполне вероятно, что Майя Санду на самом деле настроена на вывод российских миротворцев с Приднестровья и ее внешняя политика будет ориентирована на Европу, а не исключительно на Кремль, как у ее предшественника Игоря Додона. Вот только как быстро ей удастся добиться этого и удастся ли вообще — очень интересно, потому что ни одному молдавскому политику еще не удалось договориться с Москвой.

Россия «консервирует» замороженные конфликты вокруг себя, в том числе и конфликт в Приднестровье, с целью создания физических буферных зон между своей территорией и странами НАТО и ЕС. Москва не дает Молдове развиваться и вступать в более производительные проевропейские отношения, а также препятствует свободному и неограниченному международному сотрудничеству.

По факту российские миротворцы появляются на территории бывших союзных республик не ради того, чтобы установить мир. Они появляются ради того, чтобы установить контроль. На территории Приднестровья российские войска расквартированы  уже 25 лет – с 1995 года. Поначалу их численность достигала пяти тысяч человек. Сегодня – сократилась до тысячи с небольшим. Российские солдаты присутствуют на погранпереходах из Молдовы в Приднестровье, а заодно охраняют военные склады в селе Колбасна на границе с Украиной.

На приднестровских арсеналах хранится более 20 тысяч тонн боеприпасов. Боеприпасы лежат там уже несколько десятилетий и вывезти их куда-либо весьма сложно– их нужно утилизировать на месте. Москва решать этот вопрос не торопится. Пока боеприпасы хранятся в Приднестровье, у Кремля есть аргумент, почему российские солдаты должны и дальше оставаться в регионе.

История Молдовы очень близко соприкасается с историей Украины и ее оккупированным Донбассом. Ни одному молдавскому политику, даже пророссийско настроенному, такому как Воронин или Додон, не под силу было добиться от Кремля уступок. Здесь история борьбы Молдовы с Кремлем  довольно поучительна.

Впрочем, самое удивительное состоит в том, что проевропейский кандидат победил в Молдове именно благодаря своему пророссийскому предшественнику Игорю Додону. Когда в 2016 году Додон только стал президентом, промосковский и проевропейский векторы поддерживало примерно одинаковое количество граждан. А к концу его правления за ЕС выступало уже 58% молдаван, а против – только 20%. Все потому, что четыре года правления Додона Москва посвятила разговорам о духовных скрепах. В то время как Евросоюз ремонтировал в Молдове дороги, школы и больницы. И к концу своего правления все, чем мог похвастаться Игорь Додон – это коррупционные скандалы, экономический кризис и проваленная подготовка к пандемии.

На сегодняшний день Молдова – это лучшая прививка от любых иллюзий. Ее пример доказывает, что ни один – даже самый пророссийский политик – не может добиться вывода российских войск. Все, что ему под силу – это узаконить оккупацию. Кремль не вкладывается в обустройство соседних стран – в отличие от Евросоюза. И если политик уверяет вас, что страна выиграет от дружбы с Москвой – он врет. Скорее всего от этой дружбы выиграет лишь он сам.