Из России с “любовью” или однажды в Чехии

Произошедшее в Праге напоминает сюжет из шпионского боевика про похождения Джеймса Бонда.  Три недели назад в аэропорт имени Вацлава Гавела в Праге из России прибывает мужчина с российским дипломатическим паспортом. Его встречает автомобиль российского диппредставительства и отвозит в посольство. В портфеле пассажира вместо дипломатической почты находится смертельный яд рицин и предназначается он совсем не для выведения крыс в российском посольстве. Мишенью должны были стать  известные пражские политики. Как сообщает чешский еженедельник Respekt со ссылкой на источники в силовых структурах Чехии, приехавший “дипломат” является сотрудником одной из российских спецслужб и использовал дипломатическим иммунитет в качестве прикрытия своей основной цели. По данным издания, “дипломат”-киллер был не единственным, его коллеги месяц назад  отправились из России в разные города Европы с аналогичной миссией. Но что-то пошло не по плану…

 

Мэр Праги Зденек Гржиб

После публикации последовала мгновенная реакция Кремля. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ожидаемо назвал расследование чешского издания «уткой», а представители посольства РФ в Чехии заявили о «вопиющих и лживых инсинуациях» и обвинили Чехию в “беспочвенных нападках на Россию и ее дипломатическое представительство в Праге”.

Ондржей Коларж

Но как показали дальнейшие события, не так все просто. Стали известны и мишени российского “дипломата”. С момента прилета россиянина в Прагу чешские спецслужбы взяли под охрану нескольких пражских политиков, а именно главу администрации Праги-6 Ондржея Коларжа и мэра Праги Зденека Гржиба. Пресс-секретарь мэра Праги подтвердила, что он больше не пользуется общественным транспортом, как делал раньше, а «по соображениям безопасности» ездит на работу на машине. Коларж также эмоционально подтвердил угрозу своей жизни — “Я не боюсь за свою жизнь. Я боюсь за республику, за страну, которая из-за абсолютно некомпетентного правительства втаптывается в грязь и позволяет иностранным государствам делать все, что они хотят».

Демонтаж памятника маршалу Ивану Коневу в Праге

Не стали откровением для общественности и мотивы предполагаемых киллеров. Коларж был одним из главных инициаторов демонтажа в Праге памятника советскому маршалу Коневу. Гржиб, в свою очередь, в конце февраля был одним из инициаторов решения о переименовании площади перед посольством России в честь убитого российского оппозиционного политика Бориса Немцова.  Чешские спецслужбы хранят профессиональное молчание и не спешат раскрыть все детали и поведать о конкретных мерах, которые были приняты ради защиты своих граждан. Но Зденек Гржиб поделился некоторыми деталями. Причиной его обращения в полицию стало то, что в начале марта  он заметил за собой слежку — неизвестный человек преследовал его по всему маршруту от работы до дома. Гржиб уверен, что именно российские спецслужбы готовились его отравить и только четкие действия чешских спецслужб не позволили свершиться их замыслу. По его убеждению,  такую неадекватную реакцию России вызвало решение о переименовании площади Pod kaštany (Под каштанами), на которой находилось посольство РФ в Праге, в площадь имени Бориса Немцова, а также  демонтаж памятника маршалу Ивану Коневу.  Гржиб считает оба решения правильными и обоснованными. В Праге инициатива о переименовании площади исходила от граждан Чехии и власти сочли важным пойти по пути Киева, Вильнюса, Вашингтона, которые аналогичным   образом  увековечили память о Борисе Немцове. Что касается Конева, то, с политической точки зрения, он всегда являлся в Чехии противоречивой исторической фигурой. Значительная часть граждан Чехии считают монумент символом советского гнета, проявившегося, в числе прочего, во время подавления Пражской весны в Чехословакии в 1968 году.  Что касается освобождения Праги, то фактом является то, что во время народного восстания в Праге 5 мая 1945 года город в значительной степени освободили сами его жители. Конев вместе с Красной армией вошел в город лишь 9 мая 1945 года.  К слову, Следственный комитет России возбудил по факту сноса памятника Коневу уголовное дело и Гржиб был одним из его фигурантов, а русские экстремисты атаковали чешские диппредставительства в Москве и Санкт-Петербурге и их действия не осудил никто из российских властей. Российские телеканалы, несмотря на запрет в условиях карантина въезда в Чехию съемочных групп, тем не менее начали массово делать “интервью” с несуществующими людьми и фейковые “репортажи” из Праги. Социальные медиа, особенно русскоязычный сегмент  заполнили античешские комментарии, в которых всех чехов объявили  неонацистами и врагами России. Гржибу и Колларжу и некоторым другим муниципальным советникам по соцсетям и на почту начали приходить угрозы расправы.

Площадь перед посольством России назвали в честь Немцова

Скорее всего, история с «гостем из России» с чемоданом, полным рицина будет иметь продолжение как в дипломатической так и юридической плоскости.  В настоящее время, общественное мнение в самой Чехии склоняется к версии собственных спецслужб и верит в существование российского киллера-дипломата, разгуливающего по Европе с чемоданом полным смертельного рицина, яда, которым пользовалась еще советская разведка и ее социалистические коллеги из стран «народной демократии», а, главное, в то, что российские спецслужбы могут убить иностранного политика в качестве мести за перенос памятника или переименование площади. Это прекрасно характеризует актуальную репутацию российских дипломатов, российских спецслужб и собственно российских властей.

И проблема не столь в пресловутой русофобии, о которой так любит рассуждать российский МИД, сколько в агрессивной внешней политике Кремля и его готовности решать вопросы по-сталински, в стиле — нет человека, нет проблемы. Даже карантин и закрытые границы не помешали Кремлю оказаться в центре международного скандала, похожего на дело Петрова и Боширова — агентов, обвиненных британцами в попытке отравить бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери.

Ясно одно — Кремль не оставляет попыток решить вопрос со своими недругами самым радикальным образом. И готов и далее подписывать секретные приказы по устранению противников российского режима в Европе, как это было в Солсбери, Берлине, Софии, а теперь и в Праге.