Народный Курултай — изъявление народа в действии. Поддержит ли Жогорку Кенеш законопроект?

Решением президента Кыргызской Республики Садыром Жапаровым был выдан Указ «О созыве первого Народного Курултая» 25 ноября. После чего роль и значимость Курултая стали громкой темой для общественного обсуждения. Имел ли все законные основания президент КР на его созыв?

«Народный Курултай» — угроза для действующего парламента? Что нового привнесет первый созыв Народного Курултая в республике? Каких результатов желает достичь президент Кыргызстана Садыр Жапаров, собрав первый Курултай? Многие задаются этим вопросом. И многие сеют панику.

В Конституции республики есть упоминания такого определения как «народный курултай», но все дело в том, что законного основания проводить Курултай — нет. Отсутствует правовой контекст. Депутаты только взяли проект на рассмотрение. Поэтому указ Садыра Жапарова о созыве Народного Курултая вызывает сомнения, как можно было допустить такую «ошибку» гаранту Конституции, выступающего на защиту прав народа и его волеизъявления.

Закон еще не принят, а Курултай уже созывается. Одобрят ли депутаты в Жогорку Кенеше такое решение провести первый Народный Курултай в ноябре? Первая попытка не имела успеха.

Известно, что комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша отклонил проект в первом чтении. Депутаты предположили, что Жогорку Кенеш вскоре и вовсе отойдёт на задний план.

Чиновники с опаской относятся к такому событию, ведь если Курултай получит законный статус в республике, то в дальнейшем роль Жогорку Кенеша отойдет на второй план, а это значит, что часть основных функций парламента будут возложены на Курултай, который, по своей сути, на сегодняшний день не имеет законного права.

Что же сказано в проекте о функциях Народного курултая.

Одна из основных функций — это реализация права законодательной инициативы, также Курултай наделен правом обсуждать важные вопросы государственного уровня, может вносить предложения президенту об освобождении от должности того или иного члена государственного аппарата и может получить право отзывать мандат депутата.

Поэтому многие политологи, депутаты и активисты выступают против проведения перового Народного Курултая.

Активистка и юрист Сания Токтогазиева ссылается на Конституцию КР, а именно на ст. 7 «Организация и порядок деятельности Народного Курултая определяются Конституцией и конституционным законом». Этим Токтогазиева хочет донести, что «только ЖК может определить организацию и порядок деятельности Народного Курултая посредством принятия Конституционного Закона. Созвав Народный Курултай своим указом, Жапаров вышел за рамки своих конституционных полномочий».

Тем не менее есть другая точка зрения, в которой пытаются донести суть решения президента и значимость проведения подобного собрания.

Экс-депутат Курманбек Осмонов, говорит о том, что в Жогорку Кенеш опасаются, что Народный Курултай может стать привилегированным органом и отберет полномочия депутатов в принятии решений. Но это не так, уверяет Осмонов. «В определении народного курултая, прописанном в Конституции, сказано, что это наблюдательное, народное собрание. И функции Курултая определялись исключительно в соответствии с действующей Конституцией…», — рассказывает Осмонов.

В свою очередь, президент Кыргызстана подчеркнул, что «Курултай не станет заменой парламента».

«Курултай не займет роль парламента. Они будут собираться раз в год, принимать отчеты парламента, кабмина, внесут свои предложения», — прокомментировал свое решение президент.

«… Закон о курултае не был принят, потому что раньше депутаты придерживались позиции: зачем курултай, если есть мы. Может, поэтому нынешний парламент не принимает этот закон…», — добавил президент республики.

Так что совсем скоро станет явным нужен ли Курултай, как необходимое связующее звено между властью и населением. Стоили ли того усилия президента. Или все же Жогорку Кенеш сможет оказать свое влияние и не наделить законным правом проведение Курултая.

Время покажет!